Тема 3

"Храм, обряды и традиции иудаизма"

Скиния (мишкан)
В теме важно прежде всего раскрыть  значение Храма в иудейской традиции. Согласно Торе временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служил Мишкан (переносной храм), в котором содержался  Ковчег с скрижалями Завета.   Иерусалимский храм (дом святости) представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для исполнения обряда. С одной стороны,  в еврейской традиции строительство Храма рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе,  с другой - Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. 


Педро Берругете, Давид


Мишкан долгое время перемещался,  пока окончательно его не установили  в Иерусалиме – столице созданного в X веке до н. э.  царем Давидом Иудейского царства. За годы своего правления царь Давид произвел значительные приготовления для строительства Храма,  передав своему приемнику и сыну Соломону разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план будущего сооружения. 




царь Соломон

Соломон (970 — 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвертый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира, и  тот  прислал опытного зодчего по имени Хирам Абифф, а также   плотников и  ремесленников. Строительство самого Храма длилось 7 лет, и он стал  центральным святилищем всего Израиля.  




Робертс Дэвид, Осада и разрушение Иерусалима римлянами
В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил Храм. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян. Храм, который смогли восстановить через 70 лет, стал именоваться Вторым Храмом. Большие испытания постигли  Второй Храм, когда  Помпей после трехмесячной осады овладел Иерусалимом, а также при   завоевании города Иродом. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Объем работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Этот Храм оказался разрушенным в 70 году в результате антиримского восстания. Устояла лишь часть подпорной стены вокруг Храмовой горы (Стена Плача), которая является святыней иудаизма. 



Синагога
После разрушения Иерусалимского храма  основным  институтом  еврейской религии стали синагоги (собрание)  - помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога  оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает ей огромное значение в еврейской жизни. Так, Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму. 



Нер тамид
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция  Иерусалимского Храма. Синагога представляет собой   огороженное прямоугольное пространство. Внутри  находится Святилище, в глубине которого скрытый покрывалом (парохет)  стоит модель  ковчега Завета, содержавшего скрижали Завета.  Над ковчегом располагается нер тамид (неугасимый светильник). Он горит всегда, символизируя Менору, масляный  семисвечник   Храма.




Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращен к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). По правилам  также необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.



Синагога в Будапеште
В синагоге  для мужчин и женщин  существуют  раздельные помещения (для женщин это могут быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима, или алмемар, с которого  читается Тора. Среди самых   известных синагог в Европе можно назвать Странову синагогу в Праге (1270), синагогу в Кордове (1314) и самую большую синагогу  в Европе, находящуюся  в Будапеште (1859).



Шаббат. Субботние свечи и бокал для кидуша
Иудейская молитва состоит из двух  частей: Шима (слушай) и Амида (состояние). Она обычно  содержит   выражение благодарности Всевышнему и размышление о месте человека в мире. Самым главным и самым древним еврейским праздником является субботний  Шабат (отдых Всевышнего после сотворения мира),  во время  которого запрещается любая работа. Среди других праздников можно назвать отмечаемые в сентябре  Роша-Шана (Новый год), Йом Кипур (Судный день), Симхат Тора (радость Торы), декабрьская Ханука (в память об изгнании греко-сирийских войск  с Храмовой горы)  и  мартовский  Песах (в память об исходе из Египта).  Самым радостным праздником является Пурим, установленный в память о предотвращении истребления евреев в Персидской империи и отмечаемый также в марте. Иудеи-мальчики проходят обряд брит-мила (завет обрезания на 8 день от рождения), опшерниш (стрижка, в 3 года), бар-мицва (сын заповеди в 13 лет). Девочки,  в свою очередь, учувствуют в церемонии бат-мицва (дочь заповеди) в 12 лет. 



Внешний облик и одежда религиозных евреев определяются предписаниями Торы и Талмуда. Мужчины  и женщины носят длинные, закрывающие тело одежды. Мужчины также прикрывают голову головным убором, называемым кипой.  Наиболее известное блюдо еврейской кухни – фаршмак, закуска из соленой рыбы. 
Форшмак

Комментарии