Тема 2

"Талмуд - кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма"

Талмуд
Раскрытие темы следует начать с описания той исторической ситуации, в которой он формировался.  После завоевания римлянами Земли обетованной и разрушения ими Иерусалимского храма, особое значение приобрели выработка и фиксация единых правил, определяющих повседневную жизнь приверженцев  иудейской  веры. Эту задачу стал выполнять Талмуд (учить), представляющий собой грандиозный по объему  (в русском переводе он выпущен в 7 томах) кодекс разнообразных  норм иудаизма. 

   Формально Талмуд является разъяснением 613 заповедей письменной  Торы, главными из которых являются 10, полученных Моисеем от Бога на горе Синай. Однако содержание  Талмуда  гораздо шире  этой изначально поставленной задачи. В его текстах наряду с  нормами еврейского права присутствуют положения этического и богословского характера, а также включено множество сказочных и мифологических сюжетов, народных преданий,  сведений по медицине, истории и географии.


Каждый трактат Талмуда имеет двухчастную структуру: Галаха (рассуждение о соотношении законов  Талмуда (Мишны) с Пятикнижием) и Агаде (нравственные поучения, иллюстрирующие текст Галахи). Талмуд существует в двух редакциях.  Древнейшая часть текста, общая для этих редакций  называется Мишна (второучение, повторение),  которая  впоследствии была дополнена Вавилонской и Иерусалимской Гемарой (дополнение). 

   Толкование заповедей в Талмуде разделено по следующим тематическим разделам:
  • Зраим (посевы, о земледелии). В Вавилонском Талмуде сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, - трактат Брахот ("благословения"), включающий дискуссии, касающиеся различных благословений и времени молитв.
  • Моэд (срок) посвящен законам субботы и праздников. В нем формулируются общие и специфические  законы для всех иудейских праздников.
  • Нашим  (женщины) — посвящен законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремеслам.
  • Незикин (ущербы) — посвящен обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот — трактат, поясняющий  этические  нормы,  введенные  законоучителями Талмуда.
  • Кодашим (святыни) — рассматривает законы жертвоприношений и храмовой службы, а также законы о Кашруте (пищевой запрет)  и Шхита (ритуальный убой).
  • Теорот (ритуальночистые) — целиком посвящен теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде на эту тему существует  трактат Нидда из этого раздела.

Раввин
   В X веке начал формироваться институт раввинов (учитель, почтенное лицо), продолжавших толкование Талмуда, а в  XVIII веке возник хасидизм, в рамках которого стала    утверждаться идея возможности слияния  верующих с Всевышним через искреннюю  молитву. Современное понятие иудаизма является общим названием  течений, последователи которых придерживаются классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде. Впоследствии в религии  возникли такие    направления, как  литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм, реформистский иудаизм, религиозный сионизм. Общее количество последователей всех перечисленных направлений — более 4 миллионов человек. 



Раввинат
   В Израиле еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. Во всех  городах страны также действуют городские раввинаты. Даяны (религиозные судьи) заседают  в  раввинских судах, действующих в 10 городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют еще   религиозные советы. В  их функции  входит: устройство и содержание микве (места для религиозного очищения), оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом (дозволенная пища) в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах, а также за деятельностью Хевра кадиша (похоронные общества).


Стена плача
В Израиле существуют следующие святые места иудаизма: Стена плача и Храмовая гора, гробница царя Давида в Иерусалиме; Пещера Патриархов в Хевроне, где, по преданию, покоятся Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия; Могила праматери Рахили в Вифлиеме; гробница Иосифа в Шхеме. В процессе рассказа учитель может продемонстрировать на карте Израиля непосредственную близость расположения друг к другу  иудейских, христианских и исламских  святынь. 


Комментарии